Очаг трезвости на Красной площади

Очаг трезвости на Красной площади
Ресторан выборгского общества трезвости. 1890-1899. Неизвестный фотограф. Из коллекции музеев Лаппеэнранты.
Ассоциация краеведов Ленинградской области
Ассоциация краеведов Ленинградской области

По Красной площади

Прогулка главной площади города порой способно поведать нам о его судьбе и истории ничуть не меньше, чем чтение самых подробных книг по истории. Перед нами – осязаемые свидетели важных исторических вех в жизни мегаполиса, материальные воплощения чаяний, идей устремлений и потребностей его жителей ушедших эпох.

Это в полной мере относится и к Красной площади в Выборге. Не стоит спрашивать выборжан, не является ли название главной городской площади заимствованием. Обе площади – московская и выборгская существуют слишком давно, и у каждой из них своя уникальная история. Объединяет их, пожалуй, только то, что обе они послужили декорациями для немалого числа исторических событий.

Первоначально выборгская площадь именовалась более причудливо – площадь Красного колодца (или площадь Красного источника). Такое название отсылает нас к ряду легенд. По одной из них его возникновение связано с колодцем, который прозвали «красным» после того, как в 1599 году около него казнили сторонников свергнутого короля Швеции Сигизмунда по приказу нового властителя, будущего Карла IX.

Монументов, посвященных шведским монархам, мы не увидим, зато, в самом центре площади невозможно не заметить ростовую фигуру основателя СССР. Памятники Ленину, установленные на центральных площадях городов бывшего СССР — традиционны для советского периода, как дань идеологическому воспитанию граждан, однако в Выборге такой монумент еще и исторически уместен. Многие вехи деятельности организатора российской коммунистической партии, ключевые для истории нашей страны, неразрывно связаны с Выборгом.

В композиции домов, окружающих площадь, каждый элемент рассказывает о какой-то эпохе. Самым старым из «ныне здравствующих» построек является Аптечный дом (пр. Ленина, 22), жилое здание, которое в 1888 году воздвиг зодчий Фредрик Теслефф. Свое название дом, построенный в стиле эпохи Возрождения, получил благодаря аптеке фармацевта Эркки Койвулехто, размещавшейся на первом этаже. Нам не удастся увидеть дом таким, каким он был изначально задуман и построен. И дело даже не в том, что в 1905 году архитектор Аллан Шульман существенно изменил внешний облик всего здания. В годы советско-финской войны здание сильно пострадало, и в ходе послевоенного восстановления приобрело не только еще один этаж, но и упрощенный фасад. Однако «старожил» все еще с нами. Он по-прежнему выполняет как жилую, так и торговую функцию.

Если мы и не обратим внимание на самый старый дом, то безусловно заметим самый необычный дом площади — бывший доходный дом купца Фёдора Москвина (пр. Суворова, 25), выполненный в стиле северного модерна. Его построил в 1907 году Пааво Уотил. Дом напоминающий старинный замок или собор легко запоминается благодаря парным башенкам торцового фасада, увенчанным шпилями. Пятиэтажный жилой дом, фасад которого украшают многочисленные гармоничные элементы в стиле финского национального романтизма, как бы связывает ансамбля зданий площади и, одновременно, является его доминантой. Этому зданию, в отличие от многих его соседей по площади, повезло – он почти не пострадал в ходе войны.

Moskvin.jpg

Бывший доходный дом купца Фёдора Москвина (пр. Суворова, 25) Фото О. Молодцовой

Притягивают к себе внимание и два других величественных здания в стиле финского национального романтизма. Дом акционерного общества «Отсо» (Ленинградское шоссе, 1), увенчанный башней, напоминающей донжон замка, и его сосед, дом акционерного общества «Арина» (ул. Северная, 12) с куполообразной кровлей были воздвигнуты в начале XX века по проекту Аллана Шульмана. Ко второму из домов примыкает здание, возведенное в 1932 году по проекту Ялмари Ланкинена для «Выборгской сельской общины».

Old_Sq.jpg

Площадь "красного колодца". Выборг. 1908. Фото M. L. Carstens. Источник

Старинный особняк и Выборг Юхана Блумквиста

Среди масштабных домов архитектурного ансамбля площади можно не стразу заметить небольшой особняк в стиле неоренессанс (ул. Ушакова, 6). Однако, именно его можно считать самым уникальным сооружением Красной площади.

Во-первых, построенный в 1890 году, он всего на два года моложе Аптекарского дома, о котором шла речь выше.

Во-вторых, автором проекта этого особняка стал Юхан Брюнольф Блумквист (Йoхан Брюнольф Бломквист) — одна из ключевых фигур для архитектуры Выборга, человек, благодаря которому облик старого города полностью преобразился на рубеже XIX-XX веков. В 1878 году он окончил архитектурное отделение финского Политехнического училища, после чего совершенствовал свое мастерство в Италии, Швейцарии, Франции, Германии, Скандинавии. Заняв в 1887 должность Выборгского городского архитектора, за более чем четверть века на этом посту он выполнил около ста проектов общественных зданий, частных доходных домов и предприятий.

Среди величайших проектов Блумквиста была перестройка здания городской ратуши для размещения в ней музея. Другие известные сооружения, построенные по его проектам по праву относятся к мировым шедеврам архитектуры. Среди них —здание управления Выборгского порта, доходный дом купца Буттенгоффа, ресторан «Эспланад-павильон», здание Выборгской сервисной компании, здание Репольской начальной школы и пожарное депо. Многие из работ Блумквиста были утрачены в результате войн, но особняку на Красной площади повезло.

Третей особенностью этого здания, важной для истории, будет его назначение.

Сегодня, рассматривая витрины магазинов и рекламные плакаты компаний, расположенных в нем трудно догадаться, что перед нами — ресторан общества трезвости.

IMG_1365.jpg

Ресторан выборгского общества трезвости в настоящее время. Фото О. Молодцовой

Пьянству – бой!

Сегодня не так трудно воспринимать заведения, отказавшиеся от торговли алкоголем, как часть модного веяния или популярных программ ЗОЖ. У старшего поколения такое сочетание, может быть вызовет ассоциацию с «Сухим законом» конца XX века. Однако попытки антиалкогольных кампаний и борьбы за трезвость, затронувших и Россию, и Финляндию, входившую в состав Российской империи в момент постройки особняка, гораздо старше.

Первый раунд борьбы с «зеленым змием» в России была предпринят еще в XVII веке. В 1649 Царь Алексей Михайлович запретил держать «хмельное питье» в монастырях, а в 1652 году, с целью дальнейшей борьбы за трезвый образ жизни народа, по царскому указу была подготовлена и проведена кабацкая реформа. Однако, вспыхнувшая в 1654 г. война с Польшей помешала осуществлению благих монарших начинаний. Битва за трезвость населения России на государственном уровне возобновилась в конце XIX века. Можно сказать, что в тот момент антиалкогольная компания в стране, как историческое, культурное и социальное явление, переживала свой «золотой век».

Тогда, при активной поддержке государства, в России действовало большое число церковных и светских обществ трезвости. До сих пор в Санкт-Петербурге и Ленинградской области можно найти достопримечательности, связанные с этим этапом антиалкогольного движения.

Скажем, что в дальнейшем вопрос борьбы за трезвость на государственном уровне был снова поднят в самом начале Первой мировой войны. Сперва запрет на продажу спиртных напитков был введен Николаем II как мера, сопровождающая мобилизацию. В августе 1914 года, было объявлено, что запрет на торговлю алкоголем сохранится на все время войны.

После Революции молодое государство получило в наследство и антиалкогольную кампанию, начатую Царским правительством. В ноябре 1917 года Петроградский реввоенсовет издал приказ, запрещающий производство алкоголя и алкогольных напитков. В Советском союзе еще не раз будут предприняты атаки против неумеренного потребления алкоголя (правительственные постановления 1958 и 1972 годов), пока их «финальным аккордом» не стал «Сухой закон» 1985 года.


А что там у соседей?

Несмотря на то, что к моменту строительства нашего «героя дня» — ресторана общества трезвости, Финляндия входила в состав России, история антиалкогольной борьбы наших соседей также имеет давние корни.

Хотя исторически финны употребляли преимущественно пиво, историк Олав Магнус (1494–1562) писал, что финское пиво — самое крепкое во всей Скандинавии. «Побочным результатом» общения с русскими соседями во время Русско-шведской войны стало обретение навыка приготовления водки из зерновых. Увлечение обрело общенародный характер, но равноправию в изготовлении водки скоро был положен конец — во второй половине XVIII века Шведский король Густав III закрепил право на дистилляцию за короной и запретил изготовление «крафтовых» крепких напитков. Хотя запрет просуществовал недолго, за время его действия у населения было изъято около полмиллиона самогонных аппаратов (что, учитывая число населения Финляндии на тот момент, было крайне впечатляющим). Однако любители домашнего крепкого алкоголя не унывали и продолжали мастерить новые винокуренные устройства.

И если до начала XIX производство водки было весьма незамысловатым, то технический прогресс, знаменующий этот исторический период, привнес изменение и в эту сферу производства — новые технологии изготовления алкогольных напитков, с последующим понижением цен вызвали очередной рост пьянства. Так, к началу XIX века каждый финн выпивал от пяти до десяти литров крепкого алкоголя в год, при этом участники питейных утех не дискриминировались по половому признаку — женщины пили на равных правах с мужчинами. Правительство, как могло, пыталось бороться с таким «хобби» граждан: в 1829 году издали указ, который содержал перечень наказаний за пьянство (штрафы, принудительные работы).

Однако, главный движущей силой антиалкогольной борьбы стали многочисленные образовывающиеся общества трезвости. Их идейными вдохновителями были такие просветители как Йохан Людвиг Рунеберг, Йохан Вильгельм Снеллман и Элиас Леннрот. Да, да, тот самый составитель Калевалы! Немалую роль в возникновении общественных организаций сыграло и знакомство финнов с идеями американского трезвеннического движения. Опыт заокеанских трезвенников вдохновил финских деятелей культуры на решительную просветительскую борьбу за здоровье народа.

К середине XIX века наметился настоящий бум трезвенных движений на территории Финляндии. Появляется первое трезвенническое общество рабочих, набирает обороты студенческое трезвенное движение, правительство поддерживает открытие и работу лечебниц для алкоголиков, открываются общества трезвости для учителей. В свою очередь учителя поднимают вопрос актуальности антиалкогольного просвещение среди самых юных граждан, в том числе и о введении в школах уроков трезвости. Так с конца 70-х годов XIX века в трезвенную организацию принимались члены младше 15 лет, а чуть позже открылись самостоятельные детские организации юных трезвенников.

К концу XIX века общественная антиалкогольная кампания принесла ощутимые успехи — годовое потребление крепких напитков на душу населения сократилось более чем в 2 раза.

Настоящей победой антиалкогольной кампании в Финляндии стало утверждение «Сухого закона». Первый такой законопроект был разработан еще парламентом Финляндской автономии в 1907 году, однако Николай II отказался его утвердить (напомним, на тот момент Финляндия входила в состав Российской империи). В 1917 Временное Правительство России утверждает этот закон, а в 1919 году он вступает в силу. Тогда же был образован «Союз Сухого закона» для борьбы за его соблюдение. Новый «Сухой закон» был утвержден в 1922 году. С этого момента общины получили право создавать трезвенные комиссии и даже полицию трезвости.

Однако, было бы нелепым предполагать, что алкоголь окончательно сдал свои позиции.

Мы не будем касаться современного этапа состояния борьбы за трезвость двух государств, а вернемся на Красную площадь и еще раз посмотрим на особняк.

241068129_10227564440519495_2964011800887477994_n.jpg

Ресторан выборгского общества трезвости в настоящее время. Фото О.Молодцовой

Обитель трезвенников

Итак, к моменту строительства ресторана трезвенное движение Финляндии переживала свой наивысший подъем. В 1887 году был собран комитет по сбору подписей в пользу «Сухого закона», а через год в столице Финляндии проходит самое значительное собрание трезвенных организаций.

В начале 1880-х для организаций трезвости большой проблемой было найти помещение для собраний. Даже возможность получить школьный зал для проведения собрания, становилась для общественников невероятной удачей. А, между тем, создание такого заведения как безалкогольный ресторан, имело огромное значение для просветительской работы с населением. И совсем неудивительно, что он был возведен в довольно оживленном и значимом для Финляндии тех лет городе – Выборге.

Хотя в момент закладки нового здания площадь Красного колодца ещё не стала главной городской площадью, на ней кипела жизнь крупного города. Здесь размещался оживлённый рынок, и сюда не только спешили горожане, но и съезжались крестьяне Выборгского уезда.

В истории финской антиалкогольной кампании есть интересные страницы, связанные с театральным буфетом, отказывающимися подавать алкоголь, однако строительство целого ресторана безалкогольной направленности, безусловно, должен был стать новым шагом в борьбе за трезвость.

Внешний вид особняка в стиле неоренессанс привлекал к себе взгляды тех, кто оказался на площади: главный вход завершался небольшим треугольным фронтоном, основной зал был выделен надстройкой, оформленной фронтоном с полуциркулярным окном. Фасад украсили полуколонны, размещённые в межоконном пространстве.

С сожалением приходится признать, что эта попытка привнести трезвость в гастрономическую и социальную культуру выборжан успеха не возымела. Первый в Выборге безалкогольный ресторан не смог завоевать популярность у широких слоёв населения.

Просуществовал он недолго и, вследствие отсутствия посетителей, было принято решение о его закрытии.

Вскоре помещение заняла городская библиотека, переехавшая из здания Выборгской ратуши. Как уже говорилось, ратуша была перестроена архитектором Юханон Блумквистом, и в ней был размещен музей.

Выборгское общество трезвости

Ресторан выборгского общества трезвости. 1890-1899. Неизвестный фотограф. Из коллекции музеев Лаппеэнранты.

Sic transit…

Завершая наш рассказ о выборгском особняке, созданию которого предшествовал серьезный идеологический «подтекст», мы не можем не остановиться на изменениях, которые он претерпел с момента постройки до наших дней, так как и в них отразился некий дух времени.

В 1898 году Блумквист частично изменяет планировку здания, «подгоняя» ее под новое назначение особняка. Появляются новые пристройки, но его первоначальная архитектура дома не претерпела кардинальных изменений.

Первая значительная перестройка затронула особняк в 1935 году. Необходимость в ней возникла, так как библиотека уступила свои помещения рабочему университету. Проект перепланировки выполнил еще один зодчий, которому мы обязаны многими шедеврами городского ансамбля Выборга — Уно Ульберг.

В дальнейшем здание было еще раз перепланировано для размещения Выборгского театра (1941 г.). Тогда границы многих помещений и расположение дверных проёмов были изменены. Перепланировка затронула и фасады.

В послевоенное назначение здания менялось несколько раз. В разное время в нем размещались: музыкальное училище дома офицеров, педагогический институт, дом пионеров. Смена «жильцов» и их потребностей также отразилась на облике здания.

С конца прошлого века в здании обитают многочисленные коммерческие фирмы. Для нужд этих организаций дом был расчленен на отдельные помещения. На первый, «неподготовленный» взгляд, сегодня это — еще один из многочисленных торговый центров, которыми богат любой крупный город нашей страны. Однако за современными рекламными плакатами лежит устремление общественного движения целой эпохи, воплощенное в камне.

Несмотря на неудавшийся эксперимент финских трезвенников, сегодня у нас есть уникальный шанс увидеть этот уникальный памятник их мечте.

Поделиться ссылкой: