Когда речь заходит о почтовых станциях, их истории, прежде всего вспоминается «Дом станционного смотрителя» в Выре. Действительно, эта почтовая станция, ставшая первым в России музеем литературного героя — самая известная не только в нашем регионе, но и во всей стране.
Сегодня богатая и интересная экспозиция музея, посвященная литературным произведениям А.С. Пушкина и российскому дорожному быту первой половины XIX века, привлекает огромное количество туристов. И часто у любознательных путников возникает вопрос: является ли эта станция единственной сохранившейся в Ленинградской области?
Сегодня мы расскажем об этих уцелевших элементах некогда исправно функционирующей системы, но сперва совершим краткий экскурс в историю почтовых станций в нашем регионе.
Медная посуда. Дом-музей станционного смотрителя. Выра
Казенные почтовые станции начали строиться для удобства перевозки почты и проезда как «государевых людей», так и простых путешественников на дорогах Российской империи с конца XVIII века, однако, их предшественники, ямы, появились на Руси гораздо раньше, еще в XIII веке. В ямах содержали разгонных ямских лошадей, в них находились постоялые дворы, в которых можно было остановиться и отдохнуть.
В 1722 на почтовых трактах, ведущих из Санкт-Петербурга в Ямбург, Москву и Шлиссельбург стали устраивать ямские дворы с конюшнями. Для этой цели приспосабливали крестьянские избы. Расстояние между такими станциями оставляло 20-30 верст.
Когда на левом берегу Невы началось строительство загородной резиденции Екатерины II — Пеллы, там по проекту зодчего Николая Александрович Львова была построена монументальная почтовая станция.
Нужно сказать, что Львов стал первым автором проектов типовых почтовых станций. Однако, хотя эти проекты и были реализованы в нескольких городах страны, на самих почтовых трактах, находящихся за пределами города, типовые почтовые станции стали возводить только в начале XIX века.
24 апреля 1800 года Главный директор почт Ростопчин доложил Павлу I, что для приведения почтовых домов в надлежащее состояние потребуется «великая сумма, несоразмерная остающимися за издержками доходов». Тогда же Ростопчин предложил государю осуществлять строительство только на наиболее важных дорогах, а в остальных случаях выкупать частные дома и обустраивать в них станции.
Одним из первых примеров обустройства целой системы типовых станций стал Нарвский тракт — на тот момент именно он являлся наиболее важной дорогой, соединяющей столицу с Европой. Начиная с XVIII века из Санкт-Петербурга в Европу ездили именно через Нарву и Эстляндию, так как дороги, постоялые дворы и корчмы там были лучше, чем в Псковской или Новгородской губерниях. С годами Россия становилась все более активным участником европейской жизни, а поток путешественников значительно увеличивался, но качество путевого сервиса оставался весьма низким.
Помимо частных поездок участились и государственные визиты россиян в Европу, а европейцев в Санкт-Петербург. Условия размещения, которые на тот момент могли предоставить почтовые станции большим комфортом не отличались.
В 1805 году Александр I подписывает указ о строительстве почтовых домов на Нарвском тракте. Типовой проект был выполнен архитектором Луиджи Руска в стиле классицизма. Планировочное решение, найденное зодчим, стало образцом для дальнейшего возведения почтовых комплексов: станционный дом, обращенный фасадом к тракту, симметричные торцевые флигели для конюшен и сараев для экипажей, с воротами, ведущими во внутренний двор. На фасаде главного здания, в котором располагались комнаты для смотрителя, ямщиков и отдыха проезжающих, пять арочных проемов, на флангах – треугольные фронтоны. Новые почтовые станции предполагалось построить в Кипени, Каськово, Чирковицах, Ополье и Нарве. Конюшни четырех станций предусматривали размещение 35 лошадей, а Нарвской — 45 лошадей.
К строительству приступили в апреле 1806 года. Станции в Каськово, Чирковицах и Ополье строили на местах старых станций — на период строительства для работы почты казна арендовала частные дома.
25 апреля 1808 года все пять станций были построены и приняты Почтовым ведомством. Новые станции, оснащенные мебелью, постельным бельем, посудой и кухонной утварью почтовым ведомством за счет казны, были и готовы к встрече гостей.
За годы работы почтовых станций на каждый проезд высочайших особ составлялись специальные сметы по оплате постоя этих лиц. Так, например, проезд Великой княжны Марии Павловны в августе 1808 года по Нарвскому тракту обошелся государству в 3000 рублей за 139 верст дороги. В эту сумму вошла оплата свечей, дров, фейерверков, доставка личных перин, одеял и подушек, оплата цветов и т.д.
Во второй половине XIX века Россия покрылась сетью железных дорог и почтовые конторы вытеснили почтовые станции. В этих конторах уже никто не менял лошадей, не оставался ночевать. В них только отдавали и принимали корреспонденцию.
Однако четыре здания, расположенные в Ленинградской области, образцы первого проекта типового строительства почтовых станций дожили до сегодняшнего дня. Судьба их в последние годы была несхожей, поэтому и состояние их сегодня очень разное.
Ближайшая к Петербургу почтовая станция находится в старинном селе Кипень. Здание расположено на перекрестке Нарвского шоссе и дороги из Гатчины. Ансамбль этой станции состоит из трех зданий и включает в себя главный корпус и два боковых флигеля. Оба флигеля соединяются с главным зданием каменными воротами, создавая замкнутый двор почтовой станции. Хотя здание стоит в центре населенного пункта, состояние этого памятника — самое плачевное из всех четырех станций. Следов реставрации или консервации не наблюдается. Осыпается штукатурка, выпадают кирпичи, а территория постоялого двора заброшена и замусорена. Хотя еще во второй половине XX века в здании размещалась почта и несколько госучреждений, сегодня зданию не нашли достойного применения, и оно медленно разрушается.
Следующая станция находится в селе Каськово. Она расположена на 49-м километре Таллиннского шоссе. Здание было построено на месте ранее существовавшего здесь ямского двора. Как и другие типовые постройки почтовых станций ансамбль Каськовской станции состоит из главного здания станции и двух служебных корпусов, расположенных перпендикулярно шоссе. В главном здании — 11 комнат для проезжающих, в боковых — жилье станционного смотрителя, служебные помещения. Как можно заметить, станция находится чуть в стороне от Таллиннского шоссе — современное шоссе здесь немного отклоняется от старого тракта. Состояние постройки не столь печальное, как у станции в Кипени, оно законсервировано, но ухоженным или «обжитым» его тоже не назовешь.
Следующая станция находится в селе Чирковицы справа от дороги, если следовать из Санкт-Петербурга. Она расположена на другой стороне Таллиннского шоссе, напротив интереснейшего памятника — колонны, возведенной на месте рождения знаменитого промышленника Николая Никитича Демидова, о котором мы уже писали ранее.
Этой станции повезло больше своих «сестер». Практически все постройки сохранились. Состояние их достаточно хорошее для того, чтобы дать представление о том, как выглядели почтовые станции в XIX веке. Типовой комплекс станции состоит из главного здания и служебных: жилья смотрителя, конюшен, каретного сарая. История была добра к этому зданию. Не было оно разрушено немцами во время Великой Отечественной войны, хотя в здании почты находилась немецкая комендатура. В 1954 году здесь разместилась контора совхоза «Труд». Руководство этого предприятия следит за состоянием памятника, а в последние годы был проведен капитальный ремонт здания.
Последняя станция этой группы находится в селе Ополье под Кингисеппом. Она возникла не на новом месте, а была воздвигнута вместо старой почтовой станции. Как и станции в Чирковицах этому комплексу, состоящему из главного здания, стоящего у дороги, и двух примыкающих боковых флигелей, разрушение не грозит. Это здание нашло своего хозяина, защищающего его стены от хода времени — сегодня в здании почтовой станции располагается администрация местного сельскохозяйственного предприятия.