Куда ушли выборгские медведи?

11 декабря 2018
Куда ушли выборгские медведи?

Этой осенью мы поздравляли Выборгский вокзал с 65-м днем рождения. Именно столько лет исполнилось современному зданию, построенному в стиле сталинского ампира.

Сегодня речь пойдет о другой «железнодорожной» достопримечательности Выборга, которая так же празднует важную дату своей непростой, наполненной приключениями жизни. В этом году ей исполнилось 95 лет. Речь пойдет о скульптурах, но, не будем забегать вперед, а «вернемся» на 95 лет назад.

В 1913 году в Выборге было завершено строительство нового здания главных железнодорожных ворот города, выполненное по проекту известных архитекторов Элиэля Сааринена и Германа Гезелиуса.

Сразу отметим, что ничего в здании современного вокзала не напоминает его предшественника.

Из «ныне здравствующих» зданий наибольшее сходство выборгское творение Сааринена и Гезелиуса имеет с хельсинкским вокзалом. И это сходство в силуэте и оформлении вокзалов — не случайно! Два главных города Финляндии начала XX века украсили грандиозные сооружения, возведенные одними и теми же архитекторами.

Современники отмечали, что здание Выборгского вокзала, построенное в стиле северного модерна, отличалось как самым высоким уровнем функциональности, так и великолепием архитектурно-художественного исполнения.  В годы свое существования, оно по праву входило в число памятников мирового зодчества.

Особой красотой поражал главный фасада, облицованного красным гранитом. Полуциркулярная арка главного входа выделяла это сооружение среди окружающей застройки.  В оформлении фасада железнодорожных ворот Выборга был реализован тот же архитектурный прием, что и при строительстве вокзала в столице Финляндии: по обеим сторонам центрального входа здание украшали скульптурные композиции.

Однако, если хельсинкский вокзал украшают исполины со светильниками работы Эмиля Викстрёма, то фасад выборгского вокзала украсили скульптурные композиции работы Евы Гюльден, символизирующие победу духа над материей: изваяния двух женщин с венками, у ног которых располагались две пары медведей.

О судьбе этих медведей мы и поговорим дальше, но сперва отметим еще два отличия между хельсинкским и выборгским вокзалом.

Первое отличие заключалось в том, что выборгский вокзал был транзитным, а хельсинкский - тупиковым.

Второе и самое важное заключается в трагичной судьбе, которая досталась выборгскому зданию. В отличие от хельсинкского «брата» оно не уцелело. Во время советско-финской войны здание, представлявшее собой стратегический объект, было взорвано. Сохранился лишь небольшой корпус, в котором сейчас находится багажное отделение.

Однако, если судьба здания известна всем, то у  любого, рассматривающего  фотографии и любующегося красотой старого вокзала и его скульптурными композициями возникает вопрос: неужели великолепные произведения Евы Гюльден так же канули в небытие?

Скажем сразу, что в отличии от хельсинкских исполинов, фигуры женщин не пережили войну и были утрачены.

А вот два из четырех «косолапых братьев» дожили до наших дней, правда, им пришлось проделать непростое путешествие по Выборгу перед тем, как они обрели новую «прописку».

Для того, чтобы прикоснуться к части той красоты, которую мы видим на старые фотографические изображения вокзала, оказавшись в Выборге, прогуляйтесь собору Петра и Павла на Пионерской площади.

Здесь обрел свой дом один из «вокзальных» мишек. Сейчас он является частью фонтанной композиции, спроектированной архитектором В.Я. Фогелем.  Косолапый странник нашел новое место жительство не сразу. В 50-х — начале 60-х годов он стоял в Торкельском парке на детской площадке. Когда же в целях благоустройства Пионерской площади создавали фонтанный комплекс, было принято решение включить в его композицию единственного полностью сохранившегося финского медведя.

Не менее интересна история и второго сохранившегося мишки. В 1974 году в ходе традиционного апрельского субботника на Певческом поле местные жители обнаружили сильно поврежденную скульптуру. У зверя были частично отколоты левые лапы и мордочка. Выборжане решили сохранить пострадавшего косолапого и перенесли на соседнюю детскую площадку, расположенную во дворе заводского жилого дома № 1 в Каменном переулке.  Там памятник и простоял почти 40 лет. В 2015 году его отреставрировали и установили в Треугольном сквере рядом с Вокзальной площадью.

Не известна точно и судьба двух из четырех медведей. По словам жителей выборгского района останки одной или даже двух скульптур видели на берегу бухты Радуга. И такие рассказы не лишены оснований: после войны при расчистке площадки под строительство нового вокзала обломки разрушенного здания свозили в том числе и к Радуге.

Поживем-увидим! Может быть нам удастся узнать о судьбе двух других «косолапых братьев». А пока стоит посмотреть на двух найденных мишек и глядя на них, представить величие здания, частью украшения которого они некогда являлись. И задуматься о их непростой судьбе, полной исторических поворотов, как и судьбе города, в котором они «живут».

Поделиться ссылкой: