Год педагога и наставника

21 сентября 2023
Год педагога и наставника

Сейчас в стране достаточно сложная ситуация. Наверное, самая сложная в новейшей истории. Мир вокруг нас стремительно меняется. Прошедшая неделя прошла под знаменем высказывания Си Цзиньпина на прощании с Владимиром Путиным в Москве: «Сейчас идут перемены, которых не было в течение 100 лет».

Что ж, будущее не определено, но его образы можно найти в настоящем. И это не только военное противостояние России и коллективного Запада. Изменения гораздо масштабнее, и затрагивают они все сферы: науку, культуру, экономику и, конечно, образование. Растет наукоемкое пространство и заинтересованность науками, время академических гимназий и лицеев остаётся в прошлом. Меняются не только технические возможности, которыми пользуются педагоги, но и стиль преподавания, содержание процессов обучения и требования к итоговому результату.

Какие в таком случае должны быть задачи педагогов, их компетенции, на чём они должны концентрировать своё внимание?

К размышлениям над этими вопросами я решил пригласить нескольких людей, в которых не сомневался как в специалистах и которых знал по разным проектам.

Обухова Марина Юрьевна – абсолютный победить Всероссийского конкурса "Педагогический дебют" (номинация "Молодые управленцы"), Призёр конкурса «Женщина года – 2022» в номинации «Образование и наука», директор ГБОУ СОШ № 47 с углубленным изучением отдельных предметов им. Д.С. Лихачева. Она директор школы, где я учусь, так что у нас бывает возможность поговорить на разные темы. Я не сомневался, что предложенный разворот беседы её заинтересует.

Емельянов Николай Петрович – заместитель Председателя Правительства Ленинградской области по социальным вопросам. Награжден Медалью ордена «За заслуги перед отечеством II степени», Знаком отличия Ленинградской области «За вклад в развитие Ленинградской области». Я участвовал в краеведческой игре среди школьников «Наше наследие» по истории Ленинградской области, к участникам которой Николай Петрович обращался с приветствием. Мне показалось, что он очень открытый человек, готовый поддержать разные проекты. И я не ошибся.

Тхостов Константин Эдуардович – Член регионального штаба ОНФ в Санкт-Петербурге, глава Санкт-Петербургского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское Педагогическое Собрание», директор лицея №369. Мы познакомились прошлым летом в Общественной палате Санкт-Петербурга, на Круглом столе в рамках проекта «Дело молодых». Мне очень понравилось выступление Константина Эдуардовича, и я не сомневался, что его мысли будут мне полезны и сейчас.

Переслегин Сергей Борисович – футуролог (наверное лучший футуролог нашей страны), публицист и литературный критик, исследователь и теоретик фантастики. По образованию физик, когда-то, много лет проработавший в школе. Его книги есть у нас дома. Часть из них я уже прочитал, часть еще предстоит. Сергей Борисович проводит много занятий по сценированию будущего, куда я специально ходил, что бы пообщаться лично. Интересно, что когда я ему звонил, в этот раз, он ехал из Ханты-Мансийска в Пермь, пересекая Уральский хребет. По его словам, график был очень напряженных деловые игры в одном регионе, теперь в другом. Три ночи почти без сна. Но время ответить на вопросы он всё-таки нашел.

Вот такая получилась интерактивная беседа, соединяющая сразу несколько регионов нашей страны. Но мой первый вопрос, я решил адресовать Марине Юрьевне, всё-таки она гораздо ближе сейчас ко мне, и с ней я могу разговаривать почти неформально (страшновато же начинать такую тему):

- Наша школа пережила и царское время, и революцию, и войну, советское время, девяностые и работает сегодня. Но школа быстро меняется даже, пока я учился, сильно шагнуло вперёд оснащение, стало больше специализации. Что ещё должно измениться в работе педагогов и наставников в ближайшие 10-20 лет? Когда мой сын пойдёт в школу, а я надеюсь, что он будет учиться тоже в 47-ой школе, смогу ли я узнать те системы, по которым учат меня сейчас, в том, чему будут учить его?

Марина Обухова: Это индивидуализация образовательного процесса для групп обучающихся, которая позволит им научиться менять среду вокруг себя. Среда общения, среда культуры, среда в прямом смысле – стены, пол и потолок. Ребята в школе должны понимать, что у них есть возможность уже сейчас изменять под себя определённые элементы, даже школьной жизни. Изменяемость и развитие – это два слова, которые хотелось бы оставить в педагогической деятельности. Кстати, что ещё нужно для успешной школы – чтобы директор и администрация вели уроки. Если это есть – школа жива. Если директор сядет в кабинет и закроется, то школа умрёт через неделю, наверное, если не раньше – это моё убеждение.

Успешная школа… Я встречал её образы в ряде фантастических произведений. Иногда, как в романе «Полдень двадцать второго века», это удивительно привлекательная картинка, написанная с подчеркнутой реалистичностью. Насколько фантастические педагоги реальны в нашей жизни решил я узнать у Сергея Переслегина.

- Существует много фантастической литературы, описывающей образ будущего и педагогов в нём, насколько это реально в перспективе на ваш взгляд?

Сергей Переслегин: Как ни странно, различных моделей образования в фантастике довольно мало, как и соответствующих им образов педагогов - наставников. Почти все писатели фантасты изображали в своих произведениях ту школу, в которой им бы самим хотелось учиться. Это модель школ будущего Стругацких, модель у Ефремова, модель волшебной школы у Дж. Роулинг,Ю во многом списанная с образования в Новосибирском академгородке, который она знала. В фантастике были сделаны единицы попыток описать что-то отличающееся от мечты писателя. Это Кимон Клиффорда Саймака, где человек попадает в цивилизацию, сильно обогнавшую человечество, его отправляют в школу и он пытается понять, как она организована. «Школа на Камерои». Там описана идеальная школа, где ребёнка учат не сохранению существующего, а изменению и знания, и мышления.

Ага, к произведениям фантастического жанра, который еще рассматривают как возможность прогноза на будущее, значит обращаться не стоит.

- А насколько тогда в реальном мире будут различаться педагоги современности и будущего?

Сергей Переслегин: Педагогика, образование – это всего лишь воспроизводство информации, которая ранее была получена обществом, передача следующему поколению этой информации или её значимой части. С этой точки зрения образование меняется чрезвычайно медленно, настолько, что даже правильно будет сказать, что оно вообще не меняется. Большую часть своей истории люди учились вообще без педагогов, образование проходило в семье. Само слово "педагог" – это же римский термин, который означал раба, сопровождающего ребёнка. С этой точки зрения, задача учителя – сопровождение процесса обучения, различать то, что ребёнок выучит сам и то, чему его нужно научить. Очень важный момент, то, что мы называем университетами, первоначально выглядело так: собирались люди, договаривались между собой, чему будут учиться, выясняли, кто в этом что-то понимает и его нанимали, чтобы он был их профессором. Есть образование, когда человека учат и есть самообразование, когда человек учится сам. Между ними очень сложная система связи. По-хорошему основная задача педагога эту систему связи установить: чему человека нужно научить, а чему он сам научится с большим удовольствием. Так было, так есть и так будет, независимо от изменения нашего мира вокруг.

Вот это уже мостик из прошлого в будущее через сегодняшний день. Тогда посмотрим какой же он. И здесь естественным будет возможность обратиться к Николаю Емельянову.

- Насколько современное образование и навыки педагогов соответствуют предъявляемым им запросам нашего динамичного мира?

Николай Емельянов: Я думаю, что не совсем соответствуют по ряду причин. Но для того чтобы менять сегодняшнюю систему образования, чтобы менять ученика, нам надо начинать с изменения педагога. С моей точки зрения мы последние годы пытались перенять всё, что связано с Европейской и Американской моделью образования, где преимущественно идёт «натаскивание» ученика и заучивание положений учебника. И в этом были педагогические компетенции. Наше, русское образование и понимание жизни не соответствует этой модели. Традиционно нас учили думать, анализировать, глубоко разбираться в теме, а не поверхностно. К этому и нужно возвращаться в педагогической практике.

Хорошо. Продолжим разговор об актуальных компетенциях педагогов. Без сомнения свое обоснованное мнение по данному вопросу есть у всех участников беседы, но тут начать разговор мне показалось правильным с Константина Тхостова.

- Насколько современное образование и компетенции педагогов соответствуют запросам, активно наступающего на нас будущего?

Константин Тхостов: Я думаю скорее про наступающее на нас настоящее, потому что оно всё равно неизбежно, а что будет в будущем одному Господу Богу известно. Мы прекрасно понимаем, что нынешнее поколение школьников – это дети XXI века, которые абсолютно спокойно разбираются с обширным информационным потоком, умеют фильтровать этот поток, и давно опередившие тех, кто им сеет разумное, доброе, вечное в школьных стенах. В связи с этим должны меняться и система образования и навыки педагогов. Во многих школах уже давно нет меловых досок, есть электронно-цифровые панели, а передача данных осуществляется не при помощи флэш-носителей, а через облачные сервисы, которые экономят самое главное для каждого из нас – это время. Новые технологии должны полностью открыть пространство образовательной организации, и мы навсегда должны забыть о классно-урочной системе, закрытых дверях и замкнутых учебных помещениях. Взаимосвязь между учителем и учеником должна строиться на партнёрских взаимоотношениях, потому что фундаментальные знания учителя, помноженные на креатив и подготовленность к современным реалиям ученика, и есть эффективный результат, ради которого целесообразно приходить в школу. И тогда, главная компетенция, на мой взгляд, это умение слышать и слушать тех, к кому учитель приходит в класс. Партнёрские взаимоотношения между педагогом и учеником как раз и позволят последнему превзойти своего учителя. Однако это сложный процесс, связанный с выходом из зоны комфорта любого учителя. Гораздо проще прийти и повести урок в режиме «говорящей головы», или по тем канонам, которые мы проходили, осваивая программу обучения учителей советского и постсоветского периода.

Продолжим разговор об актуальных компетенциях с остальными участниками обсуждения.

Марина Обухова: Дмитрий Сергеевич Лихачёв утверждал в конце XX века, что XXI век – это век гуманитарных наук, ибо с развитием научно-технического прогресса будет возрастать потребность в гуманитарных дисциплинах. Потому что чем лучше ты знаешь физику с информатикой, чем лучше ты разбираешься в устройстве ядерного реактора, тем лучше ты должен знать творчество великих гуманистов XIX века – Достоевского и Толстого. Я должна быть уверена, что мои ученики – это самые добрые люди, не способные использовать высокие технологии во вред человечеству. Филологи и историки - это два учителя – предметника, которые, не побоюсь громкого слогана, формируют мировоззрение наших детей. Как они это делают? С помощью лозунгов, слоганов, практических задач. Первая компетенция – это умение решать те задачи, которые в будущем могут встать перед тобой. К примеру, у меня муж историк. Он приходит в класс и ставит задачу написать брачный договор, хотя ученики только в 10 классе и у них просто тема «семейный кодекс». Он даёт детям на уроке решать те задачи, которые возможно будут стоять перед ними в будущем. Следующее личное качество педагога – это ответственность за то, что ты преподаёшь, как ты преподаёшь и с какой точки зрения рассматриваешь события, о которых идёт речь на уроке. Третье – это предметное составляющее. Филолог и историк должен учиться всё время, это не тот учитель, который пришёл с базой знаний. Учитель литературы должен постоянно читать современную литературу, учитель истории должен каждый день смотреть новости, заниматься изучением исторических документов, потому что это те люди, которые должны иметь свою точку зрения на культурно-исторический процесс. Умение собирать то, что есть вокруг тебя – это главная задача филолога и историка

Николай Емельянов: Во-первых, педагог должен владеть современными средствами коммуникации на уровне не меньшем, чем школьник. Кроме этого важно уметь общаться с ними на одном языке, а не подавлять. Во-вторых, преподаватель должен быть профессионалом и уметь преподносить информацию о своём предмете так, чтобы ученикам это было интересно и у них появлялось желание узнавать больше. В-третьих, учитель, а в особенности классный руководитель, должен уметь выстраивать коммуникацию и с учениками и с родителями. Сегодня многие родители меняют школы, в том случае, когда не складываются отношения между классным руководителем и семьёй. Когда эти коммуникации эффективны, они способствуют тому, чтобы ученик получал максимальное количество пользы от посещения учебного заведения.

Сергей Переслегин: Компетентность педагогов связана с консервативность образования восстанавливающего всю систему знаний, которую с незапамятных времён вырабатывало человечество, а вовсе не обучающего ребёнка работать с огромным количеством информации, рождающейся в интернете. Да, каждые три года количество информации удваивается, но ценность каждой её единицы в два раза падает за это же время. При этом общее количество действительно важной и ценной информации меняется гораздо медленнее. Образование отвечает на вопрос: как сделать так, чтобы рождённый ребёнок смог жить в мире, созданном его родителями и прежними поколениями. Если этот механизм не будет работать, то общество распадётся, отсюда и консервативность образования. Информация, в общем, была всегда, и с ней всегда можно было работать. Сейчас не легче работать с информацией, а быстрее. Это не одно и то же. При работе с рукописями, изданными в средневековье или античность, с учётом невероятной дороговизны информации, была почти стопроцентная уверенность, что информация, которая написана в книге – это правда. Это могло быть неистинно, но автор искренне считал это правдой. Наш информационный мир, который сейчас возник, поразил феномен постправды и породил ситуацию, когда вы можете взять любую информацию, но никогда не будете в ней уверены. Если человек, не умеющий работать со знанием будет задавать вопросы, интернет ему ответит, и даже будем считать, что ответит правду (то есть там не будет явной изначальной лжи), но он ответит на те вопросы, которые человек задал, и скорее всего это будет совсем не то, что он хочет услышать. Компьютер делает то, что ты ему сказал делать, а не то, что ты бы хотел, чтобы он сделал. Задача учителя – разделить важное от неважного, правду ото лжи, дать человеку картину мира. Когда она у него будет, есть шанс, что он сможет ставить правильные вопросы. И тогда информационная цивилизация даст ему преимущество, в противном случае он будет хватать огромное количество мусорных мифов. Так что педагог будет делать то же, что и всегда - объяснять человеку разницу между правдой и ложью.

Да, разговор у нас получился насыщенный. Разные мнения и разные суждения, складываются как мозаика в общее полотно. Но для завершения картины не хватает еще несколько кусочков. И с этим я снова обратился к Константину Тхостову.

- Вообще можно ли нарисовать образ педагога – наставника будущего, какие могут быть его отличия от сегодняшнего?

Константин Тхостов: Наше образование подкосила Болонская система, и то, что, наконец, Россия отказалась от неё поможет нам вернуться к формированию специалитета, в первую очередь в учительских профессиях. Бакалавры образования в школах категорически не нужны, нужны учителя русского языка, математики, иностранных языков, истории обществознания и тд. Современный учитель должен ориентироваться на те запросы, которые формирует общество и как следствие необходимо быть абсолютно открытым и понятным для тех, с кем мы общаемся. Сама школьная среда должна быть комфортной для тех, кто учится и тех, кто учит, тогда в этой среде формируется личность ученика на основе примера личности учителя. На сегодняшний день перед учительским сообществом стоит очень серьёзный вызов, к которому оно готово. Однако выход из зоны комфорта – это не сиюминутный процесс, он потребует какого-то времени и уже сейчас мы видим примеры образовательных учреждений с прекрасным педагогическим коллективом, который работает в рамках вызовов XXI века и которых мы можем называть педагогами –наставниками. Чтобы молодому учителю погрузиться в образовательную среду нужно надёжное плечо опытного педагога, или молодого педагога, но уже имеющего опыт и понимание хитросплетений школьной жизни. То, что 2023 обозначен Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным годом педагога и наставника – это реальное отношение государства и его лидера к государствообразующей профессии учителя.

    Беседовал Александр Солонников

Поделиться ссылкой: