ДОТ — память о былом!

10 июля 2022
ДОТ — память о былом!
ДОТ № 48. д. Медный завод Всеволожского р-на. Одноэтажная двухамбразурная пулеметная огневая точка была построена в 1932 году и входила в Карельский укрепрайон. Источник фото: https://wwii.space/памятники-и-мемориалы-ленинградская-3/3/

КаУР (Карельский Укрепленный Район) - один из первых укрепленных районов линии "старой" государственной границы, протянулся через весь Карельский перешеек от Сестрорецка на берегу Финского залива до местечка Никулясы на берегу Ладожского озера. Строительство КаУР началось1928 году и продолжалось, вместе с модернизациями, практически до конца 50-х годов. Многие сооружения укрепленного района оставались в ведении военного ведомства, постепенно приходя в запустение и упадок и теперь, брошенные военными, многие из них доступны.

Подъезжаю к месту, где находится старое укрепление времён войны. За стеклом автомобиля идёт проливной дождь, но второго шанса побывать в этих местах у меня не будет. Из-за деревьев показалось серое, одноэтажное, потрёпанное веками здание. С первого взгляда на него, можно сделать вывод, что это военное сооружение. Даже глядя на него из тёплой машины в душе становится холодно. Это безумие, что солдатам приходилось жить в таких условиях и выполнять приказы командиров годами.

Подхожу к укреплению всё ближе, и еле нахожу тропинку в зарослях. Некоторые памятники войны известны по всему миру, но большинство стало безымянной могилой солдат. Сейчас я подхожу к входу в ДОТ (долговременная огневая точка) и вижу маленькую надпись: «Памятник истории долговременная огневая точка Карельский укрепрайон».

Двери расположены очень низко, между полом и потолком примерно полтора метра. На входе стояла железная дверь, из которой остались только основания, приделанные к стене. Самой двери не осталось. Идёт дождь, температура +5, но из бункера всё равно веет холодом. При входе вижу большую шину и кучу другого мусора, который был оставлен недавно. При входе в следующую комнату тоже виден массивный дверной проём. У меня есть предположение, что во время войны эти двери были герметичны, чтобы нельзя было взять ДОТ газовой атакой. Во второй комнате видны трубы, которые проходят по потолку, и по ним, возможно, подавался кислород. Сейчас уже невозможно с уверенностью говорить о функции данной системы. Пройдя в другой конец комнаты, я увидел обгоревшую балку, которая как раз придерживала одну из труб на потолке. Надеюсь, что пожар произошёл уже после войны. Если это не так, то сооружение могло стать безымянной могилой для множества солдат.

Сворачиваю налево, чтобы пройти в следующую комнату. Внутри ДОТа очень темно, чуть не бьюсь головой о дверь, которая находится в едва приоткрытом состоянии. Кроме фонарика это помещение освещает узкий свет из бойницы. В глаза сразу бросается большая железная установка, расположенная по центру и скорее всего являющаяся подставкой для пулемёта. Справа от входа в комнату есть непонятный аппарат, который, как мне кажется, является телефонной связью.

Каждый раз, когда перехожу из комнаты в комнату, мне кажется, что я нахожусь в лабиринте минотавра. Темно, холодно и жутко за тех людей, которые воевали в этих местах.

Следующая комната, которая лежит справа от входа, гораздо больше всех остальных. Как только я вошёл, в глаза бросается маленькая трубка, которая свисает от потолка, до самого пола. Это помещение гораздо грязнее всех остальных. На полу много пластиковых бутылок, есть даже старая кружка. Хочу попросить читателя уважать памятники военных времён и не мусорить в них. Здесь, в отличие от остальных комнат, две бойницы, из-за чего она выглядит более освещённой. Возле каждой огневой позиции есть вделанные в камень железные палки, на которые, думаю, крепились пулемёты.

Пока я перехожу в самую удалённую от входа комнату, хочу сказать, что это воистину большое сооружение. Этот ДОТ держался как минимум 15-20 людьми. Последняя комната самая маленькая. Одна бойница и всё. Также на потолке есть уже знакомые трубы.

Выхожу из этого зловещего места. Чувствую тепло как душевное, так и физическое. Было сложно находиться здесь в течение десяти минут, не представляю, как люди жили в таких местах. Давайте, отдавая дань почести самым известным мемориалам, не будем забывать про остальные.

Александр Солонников

Поделиться ссылкой: